Процесс подготовки и принятия решений

Процесс подготовки и принятия решений

Процесс подготовки и принятия решений включает три главные стадии: концептуальная стадия, стадия проектирования, стадия выбора. Завершает процесс — стадия выполнения решения. На рисунке представлена обобщенная схема процесса принятия решений, состоящая из непрерывного потока действий от концептуальной стадии до проектирования и выбора, но возможны возвраты на предыдущую стадию (обратная связь). Моделирование является основной частью этого процесса.
Процесс принятия решений
Процесс принятия решений начинается на концептуальной стадии, где проверяется проблемная область, идентифицируется и определяется задача. На стадии проектирования строится модель, которая представляет и описывает систему. Это делается путем допущений, которые упрощают действительность путем описания отношений между всеми переменными. Затем проверяется адекватность модели и устанавливаются критерии для оценки альтернативных направлений.

На стадии выбора осуществляется верификация и испытание предложенного решения. Если предложенное решение окажется приемлемым, то оно готово для завершающей стадии: выполнение решения. Успешный результат завершает решение исходной задачи. Неудачный ведет к ранним стадиям процесса.

Рассмотрим более детально процесс принятия решений.
Концептуальная стадия начинается с определения организационных целей. Задачи возникают из неудовлетворенности существующим состоянием дел или их развитием. На этой стадии пытаются определить, существует ли проблема, идентифицировать ее признаки, определить ее значимость и в итоге окончательно определить задачу. Часто то, что описывается как проблема, может быть только признаком проблемы, так как проблемы реального мира обычно усложняются многими взаимосвязанными факторами. Поэтому трудно провести границу между признаками и сущностью проблемы.

Действия по классификации задачи представляют собой концептуализацию задачи путем ее классификации и отнесения к определенной категории. Важным признаком классификации является степень очевидной структурированности задачи принятия решения. На одном конце спектра находится хорошо структурированные задачи, которые являются повторяющимися и рутинными. Для их решения строятся стандартные модели. Их можно назвать программируемыми задачами. На другом конце находятся слабо структурированные или непрограммируемые задачи, которые являются новыми, неповторяющимися и нестандартными. Кроме того, существуют частично структурированные задачи между этими двумя крайними позициями спектра.

Многие сложные задачи могут быть разделены на подзадачи в процессе декомпозиции. Решение более простых задач может помочь в решении сложной задачи. Кроме того, некоторые слабо структурированные задачи могут иметь некоторое количество высоко структурированных подзадач.

Стадия проектирования влечет порождение, развитие и анализ возможных направлений действия. На этой стадии также строится, испытывается и проверяется модель ситуационной задачи. Моделирование включает концептуализацию задачи и ее абстрагирование в количественной и/или качественной формах. Для математической модели идентифицируются переменные и устанавливаются уравнения, описывающие их отношения. Если необходимо, производятся упрощения путем принятия набора определенных допущений. Однако должно учитываться и соблюдаться правильное равновесие между степенью упрощения модели и ее адекватностью представления действительности.

Граница между стадиями проектирования и выбора часто неразличима, так как некоторые действия могут быть совершены как при проектировании, так и на стадии выбора. Кроме того, возможны частые возвраты со стадии выбора на стадию проектирования. Стадия выбора включает поиск, оценку и выработку рекомендации по приемлемому решению на модели. Решение на основе модели — это набор значений переменных для выбранной альтернативы.

Решение на модели это не одно и то же, что решение задачи, которую эта модель представляет. Решение на модели дает рекомендуемое решение задачи. Только если это рекомендуемое решение успешно выполняется, задача может считаться решенной.

Подходы к реализации поиска

Существует несколько основных подходов к реализации поиска на стадии выбора решения, зависящих от критерия выбора. Это оптимизационные методы, слепой поиск и эвристический поиск.

Для аналитических моделей могут использоваться как оптимизационные методы, так и методы полного перебора (сравнение всех альтернатив друг с другом). Для описательных моделей может использоваться метод сравнения ограниченного количества альтернатив, слепой поиск или эвристики.

Процесс поиска связан с оценкой. Оценка является конечным шагом, который ведет к рекомендуемому решению. Основными подходами к оценке альтернатив являются: многоцелевая (или многокритериальная) оценка, анализ чувствительности, «что-если» анализ и анализ от цели.

Современные системы управления становятся все более сложными, и одна функциональная цель, например, максимизация прибыли, встречается редко. Менеджеры хотят достигать одновременно несколько целей, некоторые из которых конфликтуют друг с другом. Поэтому часто необходимо анализировать каждую альтернативу в свете ее потенциального влияния на несколько целей.

В ИАСППР (Информационно-аналитической системе поддержки принятия решений) могут использоваться различные методы и подходы при многокритериальной оценке. Это теория полезности, целевое программирование, выражение целей через ограничения (используя линейное программирование) и др.

Разработчик модели делает предсказания и предположения относительно входных данных, многие из которых имеют дело с оценкой неопределенного будущего. Когда модель реализована и получены решения на модели, то результаты зависят от этих данных. Анализ чувствительности осуществляет проверку влияния изменений входных данных или параметров на предполагаемое решение, т.е. результирующую переменную. Анализ чувствительности важен в ИАСППР, так как он дает возможность гибкости и адаптации не только к изменениям условий, но и к требованиям различных ситуаций принятия решений. Он обеспечивает лучшее понимание модели и ситуации для принятия решения.

Анализ «что-если» можно представить следующим образом: Что случится, произойдет с решением, если входные переменные, допущения или значения параметров изменятся? При допущении приемлемого пользовательского интерфейса, лицо принимающее решение легко может задать компьютерной модели вопросы такого типа и получить быстрые ответы. Более того, он может повторить вопрос и изменить процентные соотношения или изменить какие-либо другие данные в вопросе, если пожелает. Все это выполняется в интерфейсе без помощи программиста на этапе эксплуатации системы.

Анализ от цели позволяет вычислять количество входов, необходимых для достижения желаемого уровня выхода, т.е. цели.

Он представляет собой подход «обратное решение». Во многих ИАСППР бывает трудно проводить анализ чувствительности, так как предварительно установленные порядок обычно представляет ограниченные возможности только для постановки вопросов «что-если». Поэтому в ИАСППР можно легко осуществлять выбор на основе анализа «что-если», а также анализа и поиска решения от цели.

Завершает процесс подготовки и принятия решения стадия выполнения решения.

Литература:

  • Абдикеев Н.М. — Когнитивная бизнес-аналитика

Опубликовано в Статьи и отмечено .
Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>